Юлия Филиппова, начальник управления стратегического планирования, корпоративного развития и маркетинга лизинговой компании «ТрансФин-М»
Возможна передача на аутсорсинг отдельных функций. Например, когда при продаже банковского продукта заявку оформляет менеджер сторонней компании, допустим, менеджер автосалона. При этом функция принятия решения все рано остается за банком. Довольно рискованно было бы передавать на аутсорсинг функции, которые влияют непосредственно на качество портфеля. Слишком велики риски несоблюдения установленных процедур принятия решения, некомпетентной оценки рисков и, как следствие, рост дефолтов.
Если речь идет об аутсорсинге функций коллекторов при изъятия или ИТ-отдела – это распространенная практика. Банки прибегают к аутсорсингу для минимизации издержек. ИТ-отдел банка, к примеру, не должен и не всегда в состоянии заниматься разработкой подсистем, тогда их передача таких проектов другим специализированным компаниям-необходимый ход. Но такие действия не всегда удобны. Во-первых, аутсорсеры – разные компании с отличающейся политикой ведения бизнеса, если банк переложил решение своих проблем на несколько компаний, собрать результат в единое целое – тяжело. Во-вторых, существует недоверие между банком и аутсорсинговыми компаниями. При передаче личных данных, банк не может быть уверен в сохранении полной конфиденциальности со стороны компании-исполнителя, а рисковать своей репутацией не хочется. Более того, существует проблема коммуникации между заказчиком таких услуг и исполнителем. Банк, в силу своей некомпетентности в некоторых вопросах, может запрашивать у компании-аутсорсера выполнения нереализуемых задач, возникает непонимание, а порой – технические ошибки в работе программ. Облачные технологии развиваются с огромной скоростью, однако, существенный вопрос, требующий решения - проблемы с безопасностью передачи данных.
Андрей Киселев, директор Департамента услуг технической поддержки «Астерос Сервис»
С каждым днем количество финансовых организаций, передавших часть функций на аутсорсинг и получающих выгоду от использования услуг внешних сервис провайдеров, только возрастает. Сегодня уже смело можно говорить о том, что решение по привлечению внешней организации для поддержки банковской ИТ-инфраструктуры, автоматизированных банковских систем и конечно пользователей этих систем вполне естественно. В первую очередь, банк – финансовая организация, для которой ИТ не является профильным направлением бизнеса, соответственно аутсорсер справиться с задачами в более сжатые сроки, с большим качеством и с большей финансовой эффективностью. Кроме того, провайдер услуг способен обеспечить масштабируемость сервисов, подключая дополнительные ресурсы к решению поставленных задач. И конечно, заключая договор с внешним провайдером, заказчик формирует перечень измеримых количественных и качественных критериев (SLA), по которым оценивается предоставляемый сервис, что позволяет создать прозрачную модель затрат на предоставление услуг.
Если говорить о наиболее востребованных сегодня услугах, то, основываясь на собственном опыте, наибольшее распространение имеют сервисы, в основе которых лежит исполнение рутинных, формализуемых и довольно легко отчуждаемых операций. Это позволяет заказчику не только четко формализовать затраты на обеспечение конкретного процесса, передать все риски, связанные с владением штатом персонала провайдеру услуг, но и сфокусировать собственных специалистов на более сложных и стратегических задачах, разгрузив их от рутинной работы.
Думаю, что в перспективе, спрос на ИТ-услуги в финансовой сфере будет расти, так как, осознавая выгоду, получаемую от сервисов внешний провайдеров, банки смогут отдать на аутсорсинг и «железные» решения или частные ИТ-системы и бизнес-приложения к комплексным услугам, результатом чего может стать обеспечение и поддержка бизнес-процесса организации в целом.
Вопроса облачных вычислений стоит коснуться отдельно: с учетом специфики организаций банковского сектора, на сегодняшний день, самым жизнеспособным является решение, использующее приватное облако. Оно создается и используется одним заказчиком и ограничено выделенным периметром без доступа, как к оборудованию, так и данным внутренних ИТ-систем и сервисов банка. Естественно, такая инфраструктура может быть развернута на стороне внешнего сервисного провайдера, способного обеспечить все необходимые требования информационной безопасности.
Если говорить об услугах поддержки централизованной инфраструктуры (поддержка операционных систем серверных платформ, баз данных, управляемой сетевой инфраструктуры), то, обычно, банки готовы пользоваться данными услугами на этапе запуска нового продукта или направления бизнеса. В данном случае, использование аутсорсинга крайне уместно, ведь у заказчика появляется возможность привлечь высококвалифицированный ресурс в короткие сроки и, что крайне важно, на ограниченный промежуток времени. При этом оплата производится только за период привлечения ресурса и пользования услугами.
Михаил Филиппов, юрист компании "Налоговик"
Время для облачных технологий в банкинге в России еще не настало, возможно, в будущем для этого появятся перспективы. Сейчас же передача части бизнеса банка на аутсорсинг не будет выгодной и удобной, поскольку этот процесс связан со слишком высокими рисками и не соответствует политике государства. Как известно в Госдуме рассматривается возможность запрета хранения данных на серверах, находящихся за пределами России. Таким образом, передача части банковского бизнеса на аутсорсинг будет слишком затруднена, а эффективность переданной части бизнеса может сильно пострадать из-за невозможности полноценно использовать все возможности облачных технологий.
Но даже если забыть про планы Госдумы, то использование облачных технологии может сильно ухудшить безопасность банковских данных клиентов, что может привести к участившимся хакерским атакам, воровству данных и денег со счетов. Облачные технологии ненадежны в этом плане и их использование довольно рискованное мероприятие. Выгоды для банковского бизнеса может и не получиться в итоге, ведь нужно будет разрабатывать и внедрять новые механизмы защиты данных клиентов.
|